vitalinalev (vitalinalev) wrote,
vitalinalev
vitalinalev

люблю науку

Люблю науку, новизну, смелые открытия.

Провела исследование в БГУ (с любезного разрешения ректора и проректор по научной работе)
Cамо исследование было проведено этой зимой 2012.
IMG_2124


IMG_2136
Вспоминаю высказывание одного из моих любимых авторов - Э. Щредингера (физик)

"Мужчины и женщины, для которых этот мир был освещен необыкновенно ярким светом сознания, которые своей жизнью и печатным словом больше других формировали и трансформировали то произведение искусства, которое мы называем человечеством, свидетельствуют словом и письмом, а порой и примером собственной жизни, что они в большей степени, чем другие, были разрываемы муками внутренних разногласий. Пусть это послужит утешением тому, кто также страдает от этого. Без этого не было бы порождено ничего вечного.
И, пожалуйста, не поймите меня превратно. Я ученый, а не моралист......."
Э.Шредингер


Какая была тема исследования и какая гипотеза была доказана?
Предыстория.
Зима 2012. Завершился последний этап исследования, который проводился в рамках дипломной научной работы Санкт-Петербургского Государственного Университета. Исследование затрагивало такой мало изученный феномен в психологии молодежи, как «КРИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ», испытуемыми выступили студенты Башкирского Государственного Университета. Цель исследование - изучение мало известного феномена в психологии молодежи - «критический идеализм». Что такое критический идеализм? Разберем по словам. Критический - речь идет о свойстве характера, который рассматривает все вокруг под углом «нездоровой» критики, друзья не такие, преподаватели требовательные, родители несовершенные, правительство глупое, руководитель на работе не стоит уважения. Но «Я!», на фоне всех этих ущербностей, самый нормальный. Второе слово – «идеализм», человек страдающий «критическим идеализмом» у всех видит какие-то ограничения и это дает ему право идеализировать себя на фоне других и ничего не менять по отношению к собственному становлению и росту. Казалось бы, ничего катастрофического в этом нет, такое свойство можно оправдать, например, «сложно-переходным» возрастом. НО! Люди именно с таким свойством характера чаще терпят крах и не могут построить успешную карьеру, счастливую семью, отношения с гармонией и уважением. "То есть, считая себя лучше других и при этом, критикуя действия остальных, человек не берет ответственность за выстраивание своего будущего, а дает волю своей лени и социальному застою. Такой человек думает, что он – самый умный, что ему по плечу в любой момент получить любой диплом или освоить любую специальность. Но мало кто знает о том, что наши нейроны без соответствующей тренировки преждевременно стареют и теряют гибкость. В результате, когда нужен диплом об образовании, признание, знание определенного иностранного языка и т.п., молодой человек оказывается неспособным, поскольку потерял время и тогда ему остается лишь подхватывать песни социального протеста: выступать с ожесточенными обвинениями в адрес тех, кто чего-то добился в жизни" (А.Менегетти "Молодежь и этика жизни")

Немногие специалисты изучали этот феномен. Пока единственный ученый, описавший в своих работах «критический идеализм» это профессор Антонио Менегетти (Италия). Цитата: «Проблема состоит в том, что, например, подросток, который учит в лицее древнегреческий язык, видит в учителе интроверта и прочее, но не это должно его волновать, ведь он ходит в лицей учить язык древних греков, а не изучать преподавателя. Однако происходит так, что ученик испытывает презрение к учителю и отмахивается от инструмента, который может пригодится ему в один прекрасный день. То же происходит и в отношении менеджера предприятия, на котором работает молодой человек, и хозяина магазина, у которого он проходит производственную практику. Взрослые, пусть даже несовершенные, могут передавать рабочие и социальные инструменты, то есть технические знания, которыми молодой человек однажды сможет воспользоваться и достичь лучшего качества. Величие молодого человека заключается не в том, что он превзошел других, а в том, что он реализовал себя. И в этом каждый из нас одинок. Субъекту нужен ум, чтобы с пользой задействовать социум. Для подростка еще не настало время всеобщего понимания и восхваления. Но великое время славы наступит, только если молодой человек заложит соответствующие предпосылки, если хорошенько вложится в свое сегодня и в каждый завтрашний день. Успеху требуется полноценная самоотдача. Мы ведем речь об успехе, который начнет проявляться после 30 лет и будет крепнуть с каждым днем» (А. Менегетти "Молодежь и этика жизни").
Преподаватели БГУ видят крайне важным изучение личностных характеристик студентов,  особенно тех, кто бросает учебу. Через некоторое время, после математической обработки данных мы сможем вместе с ребятами из БГУ ознакомиться с результатами исследования.
Пожелания для всех: - Учитесь! Меняйтесь! Будьте самодостаточны! Слушайте себя! И не тратьте время и силы на «критиканство» - это стиль жизни «злой глупости», которая никогда не простит успешному и счастливому человеку его величия и успеха.

(Выдержки из дипломной работы)

В самом широком значении перфекционизм – это стремление к безупречности, к совершенству, а перфекционист – это человек, который стремится быть лучшим во всех аспектах своей жизни. По мнению исследователей, одаренным и творческим личностям присущ перфекционизм – как стремление к совершенству и высоким стандартам результативности. Многие авторы, изучающие проблемы достижения успеха, мотивации, наличие амбиций а также перфекционизма в современном мире, отмечают что  эти качества необходимы для того, чтобы уверенно использовать свои умения и способности на пути к намеченной цели. Несмотря на помехи и неудачи, успешно конкурировать на любом рынке, создавать бизнесы, побеждать на выборах или подниматься по карьерной лестнице.

Феномен перфекционизма является довольно новой тематикой, которая исследовалась в большей степени за рубежом. К настоящему моменту было проведено множество исследований перфекционизма, касающихся  разных аспектов его изучения: определения, концептуализации, разработки методов оценки, связи с личностными чертами и психопатологией; однако в этой сфере по-прежнему остается необъятное пространство для изучения. В настоящее время ни одно определение перфекционизма не является общепринятым.

Имплицитно идеи перфекционизма присутствуют в философии в виде тем «идеального человека» (Гераклит, Конфуций, Платон, К. Антуан, М. Вебер, Ф. Ницше, Р. Эрнест и др.) и «идеального общества» (Платон, Ф. Бекон, Г. Гегель, И. Кант, Т. Мор, Г. Спенсер и др.). В западной психологической традиции тема перфекционизма звучит как «стремление к совершенству» (А. Адлер, Г. Салливан, 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, К.Г. Юнг), а в работах отечественных ученых как проблема нравственных «идеалов личности» (К.А. Абульханова, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн Б.Д. Эльконин, С.Г. Якобсон, Э.В. Чудновский и др.).

Американский психолог Карен Хорни утверждала, что перфекционизм является неотъемлемой частью «Идеализированного образа». Пытаясь скомпенсировать свое чувство неполноценности и по многим другим причинам, невротик подменяет реальное представление о себе на составленный им идеал. В своей работе «Невротическая личность нашего времени»  Хорни описывает стремление к власти, престижу и обладанию, как поиск защиты от беспомощности и от чувства собственной незначительности: «У невротика, принадлежащего к этой группе, развивается ярко выраженная потребность производить впечатление на других, быть объектом восхищения и уважения. Он будет предаваться фантазиям о том, как поразит других своей красотой, или умом, или каким-либо выдающимся достижением: он будет широко и демонстративно тратить деньги; он будет пытаться щеголять своим знанием последних книг и пьес, знакомством с выдающимися людьми. Он будет не в состоянии сделать своим другом, мужем, женой, сотрудником того, кто не восхищается им. Все его самоуважение основано на том, что им восхищаются, и падает до предела, если он не встречает восхищения. Вследствие своей чрезмерной чувствительности, а также потому, что он постоянно ощущает унижение, жизнь является для него постоянным тяжким испытанием»

Последовательное изучение перфекционизма в Европе и Америке началось в 1980-х гг. Фактически перфекционизм как явление психической жизни человека был отмечен гораздо раньше у А. Адлера, как компенсаторное стремление к совершенству и превосходству. В своей работе «Понять природу человека» Адлер пишет: «Как только стремление к самоутверждению берет верх, оно провоцирует увеличение психического напряжения. Соответственно, когда все более значимой целью для индивидуума становится власть и превосходство над другими, он добивается этой цели со все возрастающим напряжением сил и ожесточенностью и живет ожиданием великих триумфов. Такой индивидуум теряет чувство реальности и упускает из виду реальную жизнь, поскольку он вечно поглощен решением вопроса о том, что думают о нем другие люди и какое впечатление он производит на мир. Его свобода действий чрезвычайно ограничена из-за его стиля жизни, а наиболее явная черта его характера — это тщеславие».

Некоторые западные ученые (D.Burns 1980, R.Frost 1984, 1985, A.Pacht1989, S.Blatt1996) склонны акцентировать внимание на негативных проявлениях перфекционизма, таких как трудности в общении, трудности с принятием решений, медлительность, трудоголизм, чрезмерная самокритичность, беспокойство, тревожность, навязчивые сомнения и опасения (D.Burns 1980,A.Pacht1989). Другие психологи посвящали свои исследования изучению позитивных сторон этого явления, в частности, так называемой моральной одаренности перфекционистов (K. Debrovski, T. Piechovsky1972, 1976, 1997). [29]

При так называемом «нормальном» перфекционизме человек получает удовлетворение от усердной работы, стремится к саморазвитию и улучшению результатов. При невротическом перфекционизме, человеку ничто не кажется достаточно совершенным. С. Хотчкис пишет в своих работах о том, что в отсутствии здорового нарциссизма его, зачастую, весьма успешно, подменяет нездоровый нарциссизм. Когда нарциссические личности, которые часто демонстрируют доминирующее, перфекционисткое поведение, проявляя нескрываемую жажду власти.

Главная проблема состоит в том, что трудно различать дезадаптивных перфекционистов и высококомпетентных, успешных людей. Установление и стремление к высоким нормам само по себе, конечно, не является патологическим. Наоборот, есть подтверждение, что оно отражает позитивный взгляд на жизнь. «Нормальный» перфекционизм, при котором человек получает удовлетворение от усердной работы и стремится к улучшению результатов, оставаясь при этом способным принять факт наличия предела (личностного или ситуативного) своего совершенства, необходимо отличать от «невротического перфекционизма». «Невротический» перфекционизм возникает из стремления избежать неуспеха.

Согласно онтопсихологическому подходу сознательный перфекционизм формируется в подростковом возрасте. Когда молодой человек начинает думать о себе, как о совершенном. А. Менегетти описывает сознательный перфекционизм, как убеждение молодого человека в своем исключительном превосходстве над другими. «Я совершенен, они – хорошие родители, преподаватели и т.п., но, по правде говоря, у них много ограничений. Сейчас я действовать не могу, но наступит завтра, когда приду я, и тогда весь мир узнает!». В этой связи Крайг Г.  и Бокум Д., в своей работе «Психология  развития» приводят следующий пример: «….подростки поглощены своими чувствами. Иногда они считают, что их эмоции уникальны. Им кажется что никто не переживал таких чувств и страданий. Одним из проявлений эгоцентризма подростков, которое Дэвид Элкинд (DavidElkind) определил как персональный миф, является ощущение, что они настолько особенные, что должны быть исключением из обычных законов природы. Эти ощущения неуязвимости и бессмертности могут лежать в основе рискованного поведения, которое очень распространено в подростковом возрасте. (…) Им трудно вообразить, как два таких обычных и заурядных человека смогли создать столь восприимчивого и уникального индивида – его самого».

А. Менегетти, описывая проблему сознательного перфекционизма, приводит примеры того, как подросток уклоняется от действий в выстраивании самого себя, поскольку основывается на убеждении своего идеального превосходства над другими. При этом ученый А. Менегетти добавляет понятие «критического идеализма», который проявляется у многих умных и одаренных подростков. С. Хотчкис  пишет в своих работах, что происходит защитное обесценивание других, как отчаянная попытка сохранить ощущение превосходства и утерянное эмоциональное равновесие.

В сущности, ошибка заключается в том, что субъект замещает свое обязательство по саморазвитию рациональной критикой недостатков других людей.

"Такое чаще всего случается с детьми, у которых происходит раннее развитие ума и красоты. Взрослые используют таких детей, и нередко в доме можно услышать, к примеру, что если так сказал этот ребенок, то это правда, потому что он умный и пр. Потихоньку ребенок становится «всеведущим» настолько, что для него пропадает смысл ходить в школу, набираться опыта и т.п."

В состоянии биологического превосходства молодой человек словно говорит сам себе: «Я и так лучший, мне больше не нужно ничего делать, осталось дождаться момента, когда я стану командовать».

В состоянии критического идеализма молодой человек дает волю своей лени, теряет время, не прикладывая соответствующих усилий к созданию собственной успешной реальности. «Такой человек адаптируется к посредственному, социальному сознанию, а годы идут, и когда субъект достигает возраста 20-26 лет, уже слишком поздно. Человек еще не отдает себе в этом отчет, но когда он пытается заполучить реальность мира или общества, поскольку, наконец, достиг нужного возраста, то оказывается, что он не умеет делать лучше других, ни одного дела». С. Хотчкис  пишет о том, что старение – это окончательная травма нарциссической личности.

В свете всего выше изложенного нам стало интересно проведение исследования в одном из ведущих университетов страны с целью доказательства гипотезы о том, что завышенный перфекционизм в большей мере присущ менее успешным студентам. В проведенном исследовании были использованы 4 методики. В качестве респондентов выступили 40 студентов, которые были поделены на две группы. В первую группу вошли более успешные студенты: отличники, старосты группы, активисты в общественной и научной деятельности. Во вторую группу вошли менее успешные студенты. Результат по средне статистическому баллу общего показателя перфекционизма который мы получили:

Полученные эмпирические данные были обработаны в несколько этапов: программа Еxcel, статистическая обработка в программе SPSS. Были использованы: частотный анализ, анализ средних значений, корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции r-Пирсона, сравнение средних значений с помощью t-критерия равенства средних, сравнение двух независимых выборок по критерию χ².

Согласно полученных нами результатов мы составили портрет успешного и менее успешного студента (в статье приводится min полученных данных):

Портрет успешного

Портрет менее успешного

Чаще первый ребенок в семье

Чаще второй ребенок в семье

Менее близкие отношения с родителями в детстве, больше  самостоятельности

Близкие отношения с родителями в детстве, любимчик в семье к мнению и желаниям которого взрослые прислушиваются

Главное желание родителей в отношении вашей жизни ?

Иметь практичные взгляды на жизнь

Создать счастливую семью

Меньше критикуют университет и считают что получение высшего образования необходимо

Считают что высшее образование не может раскрыть способности человека, больше критикуют образование и университет

Относятся к критике в свой адрес спокойно

Очень болезненно выслушивают критику в свой адрес

Что в жизни доставляет вам наибольшее количество трудностей? (учеба, семья, общение с преподавателями, здоровье, романтические отношения, другое)

Что-то другое из всего предложенного

Романтические отношения и учеба

Уровень индивидуальных приоритетов

1.      Самостоятельность

2.      Достижения

3.      Щедрость

1.      Достижения

2.      Щедрость

3.      Самостоятельность

Больше требований к самим себе

Больше ориентируются на восприятие других и постоянное сравнения себя с другими

Больше рассчитывают только на себя

В несколько раз чаще селектируют информацию о собственных неудачах и ошибках

На вопрос «Можно ли сказать, что в детстве, в юности у Вас с матерью были очень близкие отношения?» (биографический опросник, разработанный профессором Гришиной Н. В., СПбГУ), ответ «безусловна да» был отмечен у 75% испытуемых 2-й группы (менее успешных) и 40 %  у испытуемых 1-й группы (более успешных). Это может являться косвенным свидетельством большей психической автономии представителей группы «успешных», которая проявлялась уже в детстве. Такие же результаты исследования получил Данезе Роберто, который защитил дипломную работу в  СПбГУ на тему «Анализ стереотипов и ценностей успешных предпринимателей» в 2005 г. под руководством профессора Гришиной Н.В. В своей дипломной работе Данезе Роберто описывает психическую автономность успешных предпринимателей в детстве и юности, как дальнейшую предпосылку к большей относительности в восприятии ими стереотипов социума. Кроме того, Данезе Роберто пишет в своей работе, что родители испытуемых экспериментальной группы (менее успешных предпринимателей) намного чаще ждали от них, что они добьются успеха в работе и будут иметь практические взгляды на жизнь, чем в случае испытуемых контрольной группы.

Данилевич Л.А. в своей работе  «Психологические различия проявлений перфекционизма одаренных и диванных личностей» отмечает, что у родителей «проблемных» гимназистов проявляется высокий уровень перфекционизма, они предъявляют больше требований к детям, что так же может способствовать ухудшению эмоционального состояния детей. Ученые отмечают, что особенности депрессивных состояний в подростковом возрасте связаны с родительскими ожиданиями их успеха в учебе, что является одним из сильнейших факторов, который вызывает депрессию. Другим постоянным следствием «давления успеха» считается стойкое чувство страха, тревоги, ожидание неудачи.

В проведенном исследовании были подтверждены ряд гипотез от том, что менее успешные респонденты имеют более высокий уровень перфекционизма. Молодые люди, обладающие большими показателями перфекционизма, ниже оценивают свой уровень активности, энергии, настроения, жизненного тонуса при этом больше критикуют и обвиняют внешние обстоятельства в собственных неудачах.

Отрицательная взаимосвязь между оценкой самостоятельности, стимуляции и общим показателем перфекционизма, так же показала, что индивиды с большей степенью выраженности перфекционизма менее самостоятельны, имеют меньшую потребность в автономии и независимости, в меньшей степени способны получать удовольствие от жизни.

Мы уверены, что данная статья, составленная на основе научного исследования, будет полезна родителям, педагогам, воспитателям, и прежде всего самим молодым людям.

Закончить данную статью хотелось бы цитатами:

«Величие молодого человека заключается не в том, что он превзошел своих родителей, а в том, что он реализовал себя». (Менегетти А. «Молодежь и онтическая этика»)

«Гений (….) ему нравится честная конкуренция, он не стремится стать лучше другого, ему просто нравится стимул, игра. Внешне он кажется большим эгоистом, однако внутри себя таковым не является. Необходимо позволить ему пройти через различный опыт, и даже если он просит совета, бесполезно его давать ему. В конце концов, он сам совершает выбор в кажущемся внешнем противоречии. Таким образом, в конце жизни он сможет сказать, что сделал все, ради чего был рожден.» (Менегетти А. «Онтопсихологическая педагогика»)

Levchyshyna V.V.

Использованная литература:

1. Адлер А. Понять природу человека глава. М., Прогресс, 1995. с. 56.

2. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: автореф. диссерт. на соискание ученой степени кандидата психологических наук: спец. 19.00.01 “Общая психология, психология личности, история психологи”. - Москва, 2006. - 24 с.

3. Грачева И. И.Адаптация методики исследования перфекционизма старших подростков // Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых ученых. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2003. С. 10 - 22.

4. Крайг Г. - Бокум Д., Психология  развития, Питер, СПб 2011. C 517 Крайг Г. - Бокум Д., Психология  развития, Питер, СПб 2011. C 517

5. Менегетти А., Молодежь и онтическая этика, БФ «Онтопсихология», 2011. C 73-83

6. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика М.: БФ «Онтопсихология» 2010

7. Хотчкис С. Адская паутина, как выжить в мире нарциссизма. М.: Независимая фирма «Класс», 2011. 32 с.

8. Хорни К. Невротическая личность нашего времениM.D. The Neurotic Personality of our Time W.W.Norton & Company • New Yorit • London.10 глава

9. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и  современное состояние проблемы//Вопросы психологии.№7.2007. С. 157-168

10. Burns D. The perfectionist`s script for self-sefeat// Psychology Tody. 1980. P. 34-51



.
Tags: Виталина Левчишина, защита диплома в СПбГУ, научные исследования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments